Классификация торговых центров
Со времени появления предтечи торгового центра – дамасского рынка прошли тысячелетия. За это время шумный восточный базар превратился в крупный комплекс магазинов, объединенных между собой проходами, оборудованных кафетериями, паркингами и другими благами цивилизации. Концепция ТЦ основана на методе привлечения покупателей с помощью одного или более «якорей», в роли которых выступают супермаркеты с широким ассортиментом товаров по выгодным ценам. ТЦ классифицируют в зависимости от множества технических характеристик: специализации, охвату аудитории, площади залов и т. д.
Комплексы различают по коммерческой направленности (специализации). При определении классификации учитывают главные функции объекта:
-
Деловая
-
Торговая
-
Развлекательная и пр.
Классификация специализированных ТЦ
-
Фестиваль
Совокупность предприятий, ориентированных на сферу развлечений. В состав комплекса входят ресторации, косметические и ювелирные салоны.
-
Торгово-Общественные Центры
ТОЦы ориентированы на предоставление населению услуг. Сюда могут входить фитнесс – залы или спортклубы, отели, конторы адвокатов.
-
Дома Моды
ДМ торгуют одеждой и обувью. Дополнительные элементы ДМ: парикмахерские, ювелирные салоны или аптеки.
-
Аутлет
ТЦ ориентирован на продажу стройматериалов, электроники, одежды, обуви.
-
Пауэр
В состав комплекса входят 4 или более гипермаркета с широким ассортиментом товаров и дисконт-центрами.
-
Ритейл-парк
Это сооружения складского типа с парковкой. Их арендуют сетевые гипермаркеты продуктов и пр.
Торговые центры по зонам влияния
-
Микрорайонный ТЦ
- Площадь 1 – 3 тыс. м²
- «Якорь» - магазин/продукты
- МАсштаб охвата до1 км
- Аудитория до 10 000 потребителей
Типичный МТЦ - универсам с одним крупным магазином и множеством мелких торговых точек.
-
Районный ТЦ
- Площадь 3 – 10 тыс. м²
- «Якорь» – супермаркет/продукты
- «Мини-якорь» – хозяйственный пассаж, аптека
- Масштаб охвата - район и более
- Аудитория 3 – 40 тыс. покупателей
РТЦ – это ГУМ с крупным супермакетом и дополнительными торговыми рядами.
-
Окружной ТЦ
- Площадь 10– 20 тыс. м²
- «Якорь» – супермаркет/продукты, магазин одежды, электроники
- Масштаб охвата - близлежащие районы
- Аудитория 40 - 150 тыс. покупателей
Для ОТЦ характерен углубленный ассортимент и наличие дисконт-центров.
-
Супер-Окружной ТЦ
- Площадь 20– 30 тыс. м²
- «Якорь» – 4 супермаркета
- Масштаб охвата – округ и более
- Аудитория 73 - 300 тыс. покупателей
Для СОТЦ характерно наличие гипермаркетов с элементами оптовых магазинов специфической специализации (бытового оборудования, электроники и пр.).
-
Региональный ТЦ
- Площадь 30 – 50 тыс. м²
- «Якорь» – два универсама
- Масштаб охвата - регион
- Аудитория 150 - 300 тыс. покупателей
РЦ торгует широким ассортиментом товаров, оборудован местами для отдыха.
-
Супер-Региональный ТЦ
- Площадь 50 – 150 тыс. м²
- «Якорь» – три универсама
- Масштаб охвата - регион и более
- Аудитория 300 тыс. покупателей и более
Комплекс предлагает одежду, хозяйственные и продовольственные товаров и пр. СРТЦ оснащен местами для отдыха и питания.